Законодательство

В июле 2016 г. были внесены многочисленные поправки в Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - «Закон о ГЧП») и Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – «Закон о концессионных соглашениях»), значительно изменяющие действующее правовое регулирование.

Обзор основных изменений Закона о ГЧП (поправки вступили в силу с 15.07.2016 г.):

  • предусмотрена возможность передачи публичному партнеру функций по эксплуатации объекта соглашения о ГЧП;

  • предусмотрена возможность заключения соглашения о ГЧП в отношении имущественного комплекса, предназначенного для производства промышленной продукции и (или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности;

  • сокращены сроки проведения оценки эффективности проекта и определения его сравнительного преимущества со 180 до 90 дней со дня поступления проекта в уполномоченный орган;

  • предусмотрена возможность передачи частному партнеру имущества, не входящего в объект соглашения о ГЧП;

  • предусмотрена возможность приобретения частным партнером права собственности на движимое, а также недвижимое (при наличии согласия публичного партнера) имущество, созданное и (или) приобретенное частным партнером при осуществлении деятельности, предусмотренной соглашением, и не входящее в объект соглашения о ГЧП;

  • в закон включено положение о том, что требования, предъявляемые к профессиональным, деловым качествам представивших заявки на участие в конкурсе лиц и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса, могут подтверждаться как самим лицом, представившим заявку на участие в конкурсе, так и иными лицами;

  • становится возможным заключение прямых соглашений одновременно с несколькими финансирующими лицами;

  • уточняются вопросы предоставления частному партнеру земельных участков (в соглашении о ГЧП должна содержаться информация о сроках заключения договора, о размере арендной платы или порядке ее определения);

  • продлевается срок приведения в соответствие с Законом о ГЧП регионального законодательства.

Обзор основных изменений Закона о концессионных соглашения (поправки вступают в силу с 01.01.2017 г.):

  • предусмотрена возможность возмещения затрат концедента на подготовку конкурса и конкурсной документации;

  • в перечень существенных условий концессионного соглашения включено определение размера арендной платы (ставки арендной платы) за пользование земельным участком на протяжении всего срока соглашения;

  • федеральные органы государственной власти, получив соответствующие полномочия Правительства РФ, будут осуществлять мониторинг заключения и реализации концессионных соглашений. Ожидается, что регламентация порядка проведения мониторинга будет установлена Правительством РФ;

  • информация, которая представляется в составе заявки на участие в конкурсе и в составе конкурсной документации, не признается коммерческой тайной. В связи с этим заявители и участники конкурса получат право производить видео- и фотосъемку заявок и конкурсных предложений иных заявителей и конкурсантов;

  • снимается вопрос неоднозначного толкования нормы о заключении концессионных соглашений на основании решения Правительства РФ. Теперь закон прямо указывает на возможность выбрать концессионера на бесконкурсной основе путем издания соответствующего акта Правительства РФ без каких-либо специальных оснований;

  • в законе появится новая глава, посвященная концессиям в сфере тепло- , водоснабжения, а также водоотведения, предусматривающая следующие нововведения:

Øзаконодательно учтены случаи, когда полномочия по государственному регулированию тарифов в коммунальной сфере не переданы региональными властями на муниципальный уровень;

Øконцеденту будет позволено передавать концессионеру незарегистрированное недвижимое имущество (например, водопроводные сети, насосные станции, канализационные сети и др.).;

Øиностранным лицам не будет разрешено быть стороной концессионных соглашений в отношении объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения. Более того, запрет будет распространяться также на любые корпоративные образования, действующие по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) и имеющие в своем составе иностранные юридические лица;

Øв составе концессионной платы можно будет учитывать задолженность коммунальных организаций, которая возникла за последние 2 года до принятия решения о заключении концессионного соглашения и не погашенная к этому времени. 

Закон о ГЧП.pdf (0.5 Mb)