Как перейти к новой бюджетной модели инфраструктурного финансирования

21 Декабря 2016
20 декабря 2016 года в SkyLab Внешэкономбанка по инициативе Федерального центра проектного финансирования состоялся экспертный семинар, посвященный формированию новой стратегии развития рынка инфраструктурных инвестиций в Российский Федерации. Мероприятие ФЦПФ продолжает формат экспертных встреч с ключевыми участниками рынка, проводимых для обсуждения и формирования актуальных предложений по развитию инфраструктуры страны.
DSC_0723.JPG
 В рамках семинара были представлены результаты научно-исследовательской работы «Переход к новой бюджетной модели инфраструктурного инвестирования», проведенной ХП «Новый экономический рост» (НЭР). В обсуждении приняли участие представители Минэкономразвития России, государственных компаний и корпораций, крупнейших банков, инвестиционных и консалтинговых компаний. Открывая семинар, исполняющий обязанности генерального директора ФЦПФ Вячеслав Синюгин пояснил, что основной задачей исследования было предложить практические шаги для рыночного расширения проектов ГЧП. «Потенциал рынка ГЧП сильно недооценен. Есть большой дефицит ресурсной базы, чтобы обеспечить инвестиции в инфраструктуру. Сегодня значительная часть бюджетных инвестиций тратится на ту часть, которая может быть профинансирована частными инвесторами, если им предложить соответствующие финансовые продукты», - сказал он. Президент НЭР Михаил Дмитриев отметил, что для увеличения доли частных инвестиций в инфраструктурных проектах необходимо фундаментальное перераспределение рисков между государством и частными инвесторами. Необходимо перейти от текущего бюджетного финансирования к финансированию проектов за счет дополнительных налоговых доходов будущих периодов, полученных от реализации инфраструктурных проектов. Формирование взвешенной бюджетной долговой политики позволит реализовывать такое же количество проектов, но при меньшей бюджетной нагрузке. Учитывая, что инфраструктурные проекты способны генерировать косвенные налоговые эффекты, которые соизмеримы с объемом привлекаемых инвестиций, экспертами предлагается применять широко используемый в мировой практике механизм Tax Increment Finance (TIF).

DSC_0735.JPG
Оптимальным решением для адаптации этого подхода к российской нормативной правовой базе является создание бюджетных фондов развития инфраструктуры и уполномоченных институтов развития. В случае их формования финансирование инфраструктурного проекта происходит за счет инвестиционной компоненты государственного (муниципального) долга, обеспеченного ожидаемым приростом налоговых доходов в результате развития инфраструктуры. Финансовые средства от выпуска облигаций фонда должны иметь целевой характер и направляться на финансирование конкретного проекта или пула проектов. Дополнительные налоговые доходы, направляемые на обслуживание и погашение инвестиционного долга, должны быть обособлены от остальных налоговых доходов бюджета соответствующего уровня на основе прозрачных долгосрочных количественных критериев. В ходе обсуждении представленной концепции свои мнения и предложения высказали представители Министерства экономического развития Российской Федерации, ОАО «Российские железные дороги», АО «Газпромбанк», ООО «Региональные инвестиции и городское развитие» и другие. Участниками мероприятия отмечено, что представленные подходы особенно актуальны сегодня и требуют пристального и детального рассмотрения. Поднимались вопросы разработки методологии расчета косвенных эффектов по разным отраслям, которые будут общеприняты и вызывать доверие, подходы к законодательному внедрению предложений по созданию фонда, а также первоочередные шаги, которые нужно сделать в 2017 году. Как подчеркивают эксперты, чтобы в текущих экономических условиях был реально запущен поток частных инвестиций в инфраструктуру, главным условием является формирование единого подхода ключевых министерств, ведомств, банков, инвестиционных компаний и нахождение баланса решений с позиции именно создания стратегически перспективных инструментов развития. ФЦПФ продолжит активно заниматься вопросами улучшения инвестиционного климата в секторе инфраструктуры и определит меры по дальнейшей проработке концепции реализации фондов развития инфраструктуры.
DSC_0770.JPG

DSC_0800.JPG